-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в creatar

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 15.09.2017
«аписей: 8
 омментариев: 0
Ќаписано: 10

—оветские велосипеды

ѕ€тница, 15 —ент€бр€ 2017 г. 12:10 + в цитатник

« ама», «ќрленок», «”рал», «“урист»…   началу велосипедного сезона мы решили вспомнить велосипеды, уже ставшие приметой времени. Ѕез них нельз€ представить прошлого…

 ама

»меть « аму» было неверо€тно круто. Ётот велик был насто€щим бестселлером. ¬ конце 80-х он стоил сто рублей, что было не так уж мало, но за ним все равно выстраивались очереди. ≈щЄ бы не выстраиватьс€ – советские дети потому так хорошо и учились, что такие вещи как « ама» покупались родител€ми в обмен на обещание приносить теперь только п€терки.

” « амы» был очень современный и стильный профиль, она обладала массой достоинств. ¬о-первых, длинные втулки рул€ и сидень€ позвол€ли сделать еЄ насто€щим «байком» (кроме того, велик «рос» вместе с хоз€ином).

¬о-вторых, у « амы» не было горизонтальной рамы и колеса были небольшого диаметра, что серьезно увеличивало возможность погарцевать «на дыбах».

¬-третьих – выпускались складные « амы».

ќсобым шиком было сделать на « аме» хороший «обвес». ƒефицит заводских тюнинговых деталей позвол€л развернутьс€ фантазии. Ќа руль и раму надевали шланги от противогазов, активно использовалась в тюнинге изолента в разных цветовых сочетани€х; велик обвешивалс€ катафотами, на руль крепились зеркала; на колеса ставились «трещотки» из картона, а в колеса (чтобы можно было гон€ть по свалкам и закоулкам) вставл€лись «колбасы», найденные на ближайшей стройке.  то помнит – тот поймЄт, о чЄм речь.

« аму»

обклеивали наклейками с гоночными машинами, на «сидушку» и ручки рул€ вешалась бахрома, а на спицы надевались детали из конструктора. » ещЄ: на крыль€ крепились брызговики из резины или линолеума. ’от€, у нас на районе считалась, что « ама» круче без крыльев. ј у вас?

”рал

«”рал» – это нестареюща€ классика. —реди советских велосипедов – это диплодок. Ќеубиваемый, т€желый, он на прот€жении дес€тилетий служил советским люд€м верой и правдой. ќн не бо€лс€ ничего: ни бездорожь€, ни больших грузов. Ќа нем перевозили канистры и дрова, доски и трубы.

Ќа «”ралах», принайтовав св€зки удочек, катились на рыбалку рыбаки. Ќа «”ралах» не форсили, их не обклевали наклейками и не обвешивали катафотами – не солидно. «ато на «”рале» была аптечка, ремонтный набор и насос, часто пр€мо на раму крепилось второе, пассажирское, сиденье. –ебенку ездить на «”рале» было неудобно, но сноровка позвол€ла ездить под рамой, что тоже считалось особым шиком.

«”ралы» и сегодн€ успешно справл€ютс€ с непростой об€занностью «дачного велика». Ќекоторые особо верные «ураловцы» уверены, что негоже русскому человеку покупать заграничные «байки», пока остаетс€ в живых хоть один «”рал», а он, как уже можно пон€ть, вечен.

ћосква-80

«ћосква-80» – это самый легендарный советский велосипед, хот€ бы по той причине, что он так и осталс€ легендой – прокатитьс€ на нЄм посчастливилось

немногим. »стори€ его показательна и даже поучительна.  огда в середине 70-х годов ћосква получила право на проведение ќлимпиады, сразу встал

вопрос: на каких велосипедах будет соревноватьс€ наша сборна€? «адать вопрос и постановить, что необходимо создать отечественный спортивный

велосипед – это одно, довести решение до дела – совсем другое.

¬ услови€х дефицита времени велосипед всЄ же был создан. ƒл€ своего времени он был уникален: собранный по последнему слову техники, из высокопрочных и легких материалов (с применением титана), он весил всего 8 килограмм. ќднако предстартовые испытани€ на велотрассах в —очи

вы€вили недостатки «ћосквы-80», главным из которых было переоблегчение машины в ущерб надежности.

 атать домашнюю ќлимпиаду на нем не рискнули, советские спортсмены выступали на проверенных велосипедах италь€нской фирмы Colnago, а на «ћоскве-80» сост€зались в шоссейной гонке спортсмены из  амеруна. ¬сего было выпущено около 52-х велосипедов «ћ-80» дл€ различных видов гонок на треке и шоссе, но в свободной продаже их не было. ¬ыпускались эти советские супервелики по индивидуальным заказам.

“урист

Ўоссейные велосипеды – это «роллс-ройсы» советского велопрома. —амое главное отличие их от «простых смертных» великов заключалось, конечно, в наличии нескольких скоростей. ¬ случае «“уриста» – четырех. ¬о врем€ долгих поездок («“урист» был велосипедом, созданным именно дл€ велопоходов) этот фактор играл решающую роль.

¬ладельцы шоссейников были небожител€ми, дл€ детей возможность прокатитьс€ хот€ бы на раме «“уриста» признавалась за высшее благо. ” «“уриста» в

заводской комплектации был насос, подрамна€ сумка с инструментами (помните ключ «семейник»?), багажник. Ќекоторые экземпл€ры выходили с

завода с фарой и чудом техники – динамо-машиной.

“акже нужно сказать про спортивный эргономичный руль, в народе прозванный за свою форму «бараном». Ѕлагодар€ его форме, можно было мен€ть хват и давать спине заслуженный отдых.  роме того, «“урист» был оборудован ручными тормозами, рычаги которых крепились всЄ на том же «баране». «“урист» был

самым народным из всех спортивно-шоссейных советских велосипедов. Ќесмотр€ на отсутствие привычных сегодн€ амортизаторов – это была очень достойна€ и надежна€ машина.

ќрленок

«ќрленок» (по-литовски «Ёрелюскас») был подростковым велосипедом, а значит – почти взрослым. ≈го покупка была своеобразной инициацией дл€ советского

ребенка, который прошЄл стадию «Ћьвонков» и «Ўкольников».

Ќемного изогнута€ рама «ќрленка» была будто специально создана дл€ того, чтобы его удобно было заносить на плече по лестничным пролетам до своего этажа. ƒа-да, когда у теб€ по€вл€лс€ «ќрлЄнок» ты больше мог не рассчитывать на то, что старшие будут тебе помогать в деле доставки велика «в гараж».

„то отличало «ќрленок» от детских велосипедов, так это то, что количество спиц, профиль обода, втулки и каретка были такие же, как на больших велосипедах, а потому владелец «ќрленка» сразу вставал на более высокую ступеньку в дворовой иерархии.

≈щЄ один момент: «ќрленок», как и другие велосипеды, многие умельцы переделывали в мотовелосипеды, но это уже друга€ истори€.

источник

15.09.2017




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку